Коммерческое предприятие -- это сложная система движения разнообразных потоков (материальных, финансовых, человеческих и информационных) и механизмы, регулирующие их. Чем более активно и эффективно движутся эти потоки, чем лучше они контролируется, тем большую отдачу приносит деятельность компании. И если раньше акцент делался на вполне «осязаемые» активы, то в последнее время громадный вес приобретают именно информационные составляющие деятельности, и все более ценится маркетинг как умение управлять информационными потоками коммерческой компании. Именно с этой точки зрения и следует рассматривать интернет в целом и корпоративный сайт в частности: веб-сайт компании -- это еще один путь движения связанных с ней информационных потоков, технические особенности которого делают его одним из наиболее скоростных, управляемых и эффективных путей к адресату информации, будь то частные лица или организации.

В качестве такого информационного канала типичный веб-сайт способен решить сразу несколько задач: сервисная, заключающаяся в предоставлении разнообразных услуг; маркетинговая задача поддержки и развития корпоративного имиджа; задача поддержки потребителей и создания сообщества, постпродажный сервис. Наконец, решается собственно информационная задача, которая в данном контексте сводится к предоставлению разным категориям целевой аудитории всей необходимой информации максимально полно и оперативно. Имея в виду специфику металлургической отрасли, в дальнейшем мы сконцентрируемся на информационном и маркетинговом компонентах корпоративного сайта, поскольку остальные играют заметную роль в основном для компаний других секторов рынка -- например, производителей товаров широкого потребления.

Итак, будучи для компании одним из каналов обмена информацией, веб-сайт имеет следующие особенности и достоинства.

1. Полнота предоставления информации, возможность использования нестандартных форматов.
Если вы попытаетесь вместить такой объем информации, который содержит «средний» корпоративный веб-сайт, в какой-нибудь печатный формат, то у вас получится довольно увесистый том -- интересно, найдется ли хотя бы один желающий иметь его под рукой и при необходимости найти какую-то информацию долго изучать его содержание? Кроме того, веб-сайт предоставляет несравнимые возможности в плане использования именно компьютерных форматов подачи материалов -- на сайте могут быть размещены интерактивные презентации, аудио- и видеофайлы и даже трехмерные изображения. Таким образом, клиенты способны сами выбрать действительно необходимые им материалы из любой массы предоставленных сведений. К примеру, представители СМИ почерпнут общие сведения о компании, а потенциальные инвесторы получат доступ к финансовой отчетности.

2. Высокая скорость доступа к материалам и удобство пользования ими.
Продолжая сравнение с печатным изданием, можно отметить, что и пользование большими информационными массивами в электронном виде оказывается удобнее; великое изобретение Тима Бернерса-Ли -- гипертекст -- позволяет перемещаться практически моментально и с минимальными усилиями. Здесь стоит отдельно сказать о необходимости строгого подхода к дизайну, от которого зависит реальная польза от представленной на сайте информации: ведь разве есть какой-то прок от самых нужных сведений, если их невозможно найти или прочесть? Важную роль в этом также играют разнообразные механизмы, облегчающие поиск нужных материалов, -- в том числе способы, облегчающие навигацию, карта сайта, системы поиска и т.д. Впрочем, подробное рассмотрение всех этих механизмов выходит за пределы данной публикации. Итак, профессионально сделанный корпоративный сайт позволяет не только предоставить клиентам и партнерам исчерпывающую информацию о компании, но и сделать ее удобной в использовании.

3. Оперативность обновления, скорость внесения необходимых изменений и корректив.
Сегодня, когда «классические» веб-сайты, реализованные на основе статического HTML-кода, уже давно стали достоянием истории и развлечением для студентов, каждый интернет-ресурс (в особенности такие масштабные, какими обычно бывают корпоративные сайты) реализуется на основе одной из специально разработанных программных платформ, «движков». Такие платформы обеспечивают значительно большую устойчивость и скорость работы ресурса, его совместимость, позволяют вносить в сайт практически любые изменения в максимально короткие сроки и с минимальными затратами ресурсов. Оперативность донесения новостей компании до клиентов, которой позволяет достигать веб-сайт, не имеет себе равных; быстрее будет только позвонить по телефону.

4. Инструменты обратной связи с посетителями сайта, конечными получателями информационного сообщения.
Востребованность информации -- один из важнейших критериев (если не самый важный) для оценки ее качества. То, насколько ваша информация нужна, важна и интересна вашей целевой аудитории, во многом определяет имидж всего интернет-ресурса и, как следствие, компании в целом. Точно оценить все эти моменты позволяют разнообразные программные механизмы общения и обратной связи с посетителями -- формы, конференции, форумы и т.д. Подобные механизмы связи помогают не только владельцам сайта получить своевременные отклики.

5. Контроль за получением информации и ведение подробной статистики.
Общеизвестно, что сверхсекретные данные вообще не стоит хранить на компьютерах, подключенных к интернету, однако для предоставления обычных закрытых материалов, с которыми приходится иметь дело гораздо чаще, сеть подходит прекрасно. Использование самых разнообразных средств защиты данных, включая так называемые «безопасные» протоколы доступа, позволяет создавать на веб-сайте закрытые зоны. Здесь содержатся не предназначенные для посторонних глаз сведения, обычно предоставляемые деловым партнерам, дилерам, инвесторам, -- такие как финансовая отчетность, доступ к маркетинговым материалам и т.п. Доступ к подобной информации будет строго и надежно контролироваться. Кроме того, современные системы ведения и анализа статистики посещений позволяют не только практически узнать «в лицо» каждого зашедшего на сайт, но и отслеживать его работу, востребованность тех или иных материалов.

6. Возможность интеграции с внутренними электронными системами документооборота, корпоративными сетями и т.д.
Упомянутые в предыдущем пункте платформы в некоторых (к сожалению, пока достаточно редких) случаях позволяют не только работать с веб-сайтом компании, но и использоваться более широко: будучи интегрированной во внутрикорпоративную сеть, программа оптимизирует документооборот, автоматизирует массу работ, связанных с поддержкой веб-сайта и взаимодействием с его посетителями и т.д.

Более подробно рассмотреть возможности и преимущества информационной составляющей корпоративных веб-сайтов нам, к сожалению, не позволяет формат издания, однако сказанного, думается, уже вполне достаточно для того, чтобы в должной мере оценить этот современный, удобный, скоростной и надежный способ информационного взаимодействия с клиентами и партнерами компании.

Нам осталось сказать несколько слов о второй составляющей, определяющей эффективность корпоративного интернет-сайта, о его маркетинговых компонентах. К ним относятся инструменты для создания имиджа компании и ее продукции, для взаимодействия с различными группами целевой аудитории, а также средства PR.

Маркетинговые элементы корпоративного сайта -- материя «тонкая» только на первый взгляд. Как теперь уже известно каждому, создание образов и работа с ними точно так же подчиняется некоторым принципам и правилам, как и многие другие вещи. Так, говоря о веб-сайте компании, необходимо напомнить о том, что интернет -- новая медийная среда, и его использование всегда должно следовать в «фарватере» общей маркетинговой политики компании. В противном случае имиджу предприятия грозит «распыление»: стараясь выглядеть в одном случае так, а в другом -- иначе, оно рискует оказаться ни тем ни другим. Соответственно, при работе над веб-сайтом необходимо четко следовать общим выработанным принципам выстраивания корпоративного имиджа.

Опыт ведущих разработчиков корпоративных интернет-ресурсов, таких как Actis Systems, сотрудничающих с крупнейшими отечественными компаниями и представительствами зарубежных фирм, позволяет современным предприятиям возложить профессиональное решение всех стоящих перед сайтом задач на плечи специалистов. Сегодня и в России вполне возможно работать на мировом уровне, используя самые последние технологические достижения, так что корпоративный веб-сайт становится не просто современным «модным» ресурсом компании. Сайт превращается действительно в эффективное средство, с помощью которого предприятие может решать вполне определенные, ясно обозначенные задачи, стремясь к тому, к чему в конечном итоге стремятся все предприятия -- к снижению издержек и повышению прибыли.


Дополнительные материалы:
 
Презентация

Интернет-представительство, как основа стратегии в сети

 

Другие материалы обзора:

 
© ИСС "Металлоснабжение и сбыт" 1996-2003
    тел./факс: (095) 247-9147, 266-9596