|
Журнал «Металлоснабжение и сбыт» уже неоднократно писал о проекте на Белебеевском заводе Автонормаль (БелЗАН). Проект внедрения SAP, реализованный там консалтинговой компанией ASAP Consulting, является одним из самых интересных в отрасли высоких металлургических переделов и выделяется еще и тем, что показывает, как развиваются ИТ у прямых потребителей металла. Требования, предъявляемые менеджерами БелЗАН к внутренним системам, в ближайшее время распространятся и на внешние системы. Поэтому металлурги столкнутся с необходимостью следовать более высоким стандартам качества, логистики, сопроводительной документации, планирования и приемки заказов, реакции на рекламации и т.д. О том, в какой стадии находится сейчас развитие проекта, рассказывают специалисты ASAP Consulting.
Основное и инструментальное производства
С. Смелов
Руководитель отдела логистики
После продуктивного старта системы в январе 2006 г. (MM, SD, PP, CO, FI) и последовавшей затем стабилизации работы продолжается дальнейшее развитие функциональности в области логистики и финансов (в соответствии с методологией Acselerated SAP). В 2006 г. была настроена и протестирована функциональность планирования потребностей в материалах по текущим запасам в режиме онлайн для основного производства. Теперь руководство БелЗАН может оценивать состояние запасов не только на входящем и выходящем складах цеха, но и запасы внутри механических цехов. Теперь в системе учитываются и реальные запасы металла в цехах. До 2006 г. ОППиЗ БелЗАНа вынужден был планировать потребности на первое число месяца, и к этой дате необходимо было произвести выверку (инвентаризацию) всех остатков: закрывались все движения материалов, фиксировалось состояние базы данных и после этого начиналось планирование (но не учитывались те изменения, которые произошли после этого). Сейчас можно просчитать изменения потребности в зависимости от корректировки производственных планов, которые рассчитываются исходя из портфелей сбытовых заказов в любое время в режиме онлайн.
Один из масштабных подпроектов в основном производстве, — это функциональность сменно-суточного задания. Внедрение сменно-суточного задания позволило БелЗАНу планировать производство не только в разрезе месяца, но и в разрезе суток. В основе сменно-суточного задания лежит месячный календарный план производства, но благодаря этой новой возможности производственные задания на каждую смену выдаются из системы SAP ERP в разрезе каждого станка. В конце каждого дня из системы выдается отчет о выпущенной продукции и планируется, какая номенклатура, в каком количестве и на каком рабочем месте будет производиться завтра. Когда же продукцию привозят на сдачу (приемку), контролер оценивает ее на предмет «годности», взвешивает и фиксирует данные в системе — сколько продукции сдано, причем брак в режиме онлайн помещается в изолятор брака. На основе этого автоматически выводится отчет о выполнении сменно-суточного задания, то есть какие номенклатурные позиции плана и в каком объеме были произведены или не произведены (мастер вводит причину невыполнения задания: например, отсутствие инструмента, сырья и т.п.).
В 2007 г. был запущен в промышленную эксплуатацию крупный проект «Инструментальное производство». БелЗАН — предприятие с очень большим номенклатурным справочником (только готовых изделий несколько тысяч, а полуфабрикатов — десятки тысяч). Для каждого изделия необходим свой комплект инструментов, выпуск которых БелЗАН осуществляет сам.
В отличие от основного крупносерийного производства, инструментальное направление на БелЗАНе мелкосерийное. Здесь присутствует определенная специфика с точки зрения снабжения (дорогостоящее сырье). Поэтому не всегда производство может быть обеспечено необходимым материалом. Но основная проблема — это огромная номенклатура (сотни тысяч изделий, включая полуфабрикаты). В рамках проекта были созданы основные данные, которых раньше не было, и на сегодняшний день управление инструментальным производством идет в системе SAP ERP (закупка сырья и готового инструмента, производство, складирование, отпуск в основное производство, планирование потребностей материалов, сбыт на сторону, учет затрат, расчет фактической себестоимости и пр.).
В SAP также налажена функция учета и регистрации выполненных заданий, то есть на основе плановых заказов формируются производственные заказы и осуществляется регистрация выполнения производственных заказов.
Также разработана функциональность автоматического заказа инструментов для основного производства, то есть уже выполнена интеграция основного производства с инструментальным. Таким образом, мы разработали систему, в которой каждый начальник производственного цеха может видеть, какой инструмент и в каком количестве ему необходим для выполнения плана. И если есть нехватка в каком-либо инструменте, то путем нажатия одной кнопки формируется заявка в инструментальное производство, на основании которой инструментальщики корректируют план по выпуску своей продукции.
Каждый инструмент имеет свой ограниченный ресурс (стойкость), который необходимо постоянно актуализировать, поэтому мы разработали программу по расчету стойкости инструмента. В ней ведется учет использованного инструмента и изготовленной этим инструментом продукции за определенный период времени (мы, в частности, взяли период — 3 месяца), и на основании этих данных идет расчет плановой и фактической стойкости инструмента. Плановая стойкость задана конструкторами, а фактическая поступает из системы SAP ERP. Если плановая и фактическая стойкость инструмента отличаются, есть возможность поменять плановое значение стойкости инструмента в системе. Допустим, за 3 месяца стойкость изменилась, и главный инженер говорит, что ее надо поменять, и она теперь будет иная. Эти параметры заносятся в SAP, и в следующий раз потребность в инструменте планируется на основе нового значения стойкости.
На весь изготовляемый инструмент из системы SAP ERP печатается пакет сопроводительных документов — маршрутно-сопроводительные карты, где перечислены технологические операции по этому изделию, требования-накладные и пр.
Существует два основных документа: маршрутно-сопроводительная карта и ведомость потребности инструмента, и мы в любое время можем посмотреть, сколько и каких материалов и заготовок требуется для изготовления того или иного инструмента. И также в любое время начальник цеха может посмотреть, какая технология необходима для изготовления каждого конкретного инструмента.
В 2006 и 2007 гг. внедрена функциональность WMS (управление складом) на складе готового инструмента и на складе металла. Теперь на них организован поячеечный учет хранящихся там материалов. Все движения внутри склада документируются и сохраняются в истории. Благодаря системе WMS на этих складах реализована стратегия FIFO (первым пришел, первым ушел). Благодаря внедренной системе SAP ERP БелЗАНу удалось успешно сертифицироваться на соответствие жесткому стандарту ИСО/ТУ 16949, а это, в свою очередь, помогает заводу существенно расширить сбытовой портфель за счет более требовательных заказчиков.
Также разработано большое количество отчетов по всем аспектам деятельности предприятия, при этом часть отчетов (наиболее критичных) сделана в системе BW.
Контроллинг
Г. Суворов
Руководитель направления «Управленческий учет и отчетность»
В рамках развития системы контроллинга в течение прошедшего года значительно усложнилась схема элементов затрат, на основе которой формируется управленческая отчетность для целей планово-экономических служб. Схема элементов, используемая в системе SAP, позволяет получать информацию о составе затрат после выполнения перерасчетных процедур. Теперь стоимость каждой единицы собственной продукции (находящейся на складе, реализованной или использованной) можно посмотреть в разрезе элементов затрат, то есть в разрезе стоимости основных материалов, заработной платы, амортизации и т.д. Данный механизм позволяет получать еще более детальную информацию для принятия управленческих решений.
Еще одно новшество, внедренное за последний год, касается реализации попередельного учета затрат и формирования себестоимости продукции инструментального производства (а это с учетом полуфабрикатов более 230 тыс. наименований, по которым определяется фактическая стоимость запасов, себестоимость реализованной и использованной при производстве основной продукции). Учет продукции инструментального производства также ведется в разрезе элементов затрат. Реализация учета затрат в инструментальном производстве позволила точнее формировать себестоимость готовой продукции основного производства с учетом фактической себестоимости инструмента, использованного в производстве. До реализации такого учета расчет выполнялся «котловым» способом.
Помимо этого был реализован налоговый учет согласно гл. 25 Налогового кодекса РФ и ПБУ 18/02. Средствами SAP была реализована модель самостоятельного налогового учета, в которой налоговые регистры формируются на первичных документах бухгалтерского и налогового учета. При реализации налогового учета использовался пооперационный с учетом возникающих разниц. Применение системы SAP значительно упростило сбор и выверку данных, определение фактического налога на прибыль с учетом требований ПБУ 18/02 и автоматическое формирование налоговой декларации установленного образца. Ведение детального учета затрат позволило детализировать и налоговый учет. Теперь учет прямых расходов, входящих в состав себестоимости реализованной основной продукции, ведется исходя из состава затрат по каждой номенклатуре, а не валовым методом пропорционально объемам, как это было ранее.
В рамках проекта также была реализована функциональность SAP: Управление бюджетом. С использованием данной функциональности реализован бюджет движения денежных средств для финансовых служб. Благодаря данному решению появилась возможность оперативно контролировать и прогнозировать денежные потоки по предприятию. Был реализован механизм формирования оперативного контроля БДДС по ежедневным утвержденным заявкам на платеж — оперативный бюджет, а в конце отчетного периода — формирование фактического БДДС с учетом фактического использования денежных средств.
Следует отметить, что сроки закрытия периода при ведении такого детализированного учета в системе SAP не увеличились, а ведение налогового учета даже позволило их сократить.
Нельзя не отметить проектную команду и ключевых пользователей. Коллектив завода активно участвует в разработке и внедрении проекта. Проектная команда, сформировавшаяся на предприятии, многие вопросы уже решает самостоятельно.
Планы развития
«Следующими шагами, — отмечает директор компании ООО «АСАП Консалтинг» В. Воробьев, — намечена реализация таких проектов, как развитие модулей «Планирование и бюджетирование», «Ремонты», «Учет основных средств», «Работы по автоматизации станкостроительного производства», и др.».
Информация о компании АСАП Консалтинг. Компания АСАП Консалтинг, являясь партнером компании SAP, выполняет высокоэффективные внедрения систем SAP ERP и SEM/BW, отмеченные положительными отзывами Заказчиков. У специалистов компании ASAP Consulting накоплен опыт более, чем 25 успешных внедрений в различных отраслях экономики. Уникальные знания продуктов SAP и 10 летний опыт организации и ведения проектов позволяют гарантировать успех проектам любого масштаба и сложности. http://www.asapcg.com
Дополнительные
материалы:
|
|