|
ВРЕМЯ СТАЛЬНЫХ ГИПЕРМАРКЕТОВ
Анатолий Рукавица, КОРУС Консалтинг
Как и в любом бизнесе, целью внедрения учетных систем в металлоторговле является оптимизация издержек. Необходимость в этом обычно возникает тогда, когда рентабельность предприятий в целом начинает существенно падать, а степень влияния человеческого фактора возрастает, - соответственно, возрастает и цена каждой ошибки. Однако о рынке металлоторговли этого сказать нельзя: сегодня цены на нем примерно в 1,5 раза выше прошлогодних, а рентабельность по сравнению с 2004 годом возросла в 2 и более раза. Положительная динамика вполне очевидна, и, вроде бы, проблема оптимизации издержек не должна быть самой важной для российских металлотрейдеров. Тем не менее, Россия приближается к вступлению в ВТО, и вскоре приход на отечественный рынок западных и азиатских металлотрейдеров станет неизбежным. Бизнес-процессы на этих предприятиях более эффективны, опыт работы на международных рынках больше, качество сервиса, приходится признать, - выше, а ассортимент вполне сопоставим с российским. Отечественные металлототорговцы не могут не понимать этого и, несмотря на положительную динамику в отрасли, переходят к оптимизации издержек с помощью информационных систем.
Дистрибьюторы или металлурги? Сегодня в российской металлоторговле выделяются два глобальных вектора развития. Какой бы формат ни выбирали металлотрейдеры: мини-завода или «металлургического гипермаркета», они так или иначе стремятся заимствовать « best practices », уже наработанные в соответствующих отраслях. Частью таких « best practices » становятся современные информационные системы, в которых – особенно западных - такие практики уже заложены изначально.
Трейдеры начинают заниматься более глубокой переработкой в поисках добавленной стоимости – отсюда столь высокое количество новых СМЦ и мини-заводов на российском рынке. Тем не менее, по европейским стандартам, под параметры мини-заводов подходят предприятия с выработкой до 250 тыс. тонн в год. В России же склонность к гигантомании присутствовала всегда: строить крупные комбинаты было экономически более выгодно в силу сопоставимых постоянных издержек, покрываемых за счет производительной мощности и большого оборота. Поэтому российский мини-завод может выпускать и до миллиона тонн продукции в год.
Обычно, занявшись более глубокой переработкой металла, трейдеры обеспечивают порезку, профилирование, а порой и цинкование и закаливание листа. Спрос на продукцию, прошедшую такую обработку, должен возрасти по мере строительства в России сразу нескольких новых заводов по сборке автомобилей. Кроме того, по требованиям Правительства РФ, в ближайшие годы большая часть запчастей для импортных марок авто будет производиться именно в России. Поэтому особенно высокая концентрация мини-заводов по металлообработке будет наблюдаться в регионах, где начинается строительство объектов автопрома: часть полуфабрикатов или даже готовых запчастей будет производиться в непосредственной близости от автомобильных заводов.
Часть металлоторговцев избирает еще одну стратегию – движение в направлении конечного клиента. Почему? Такой клиент покупает металлопродукцию не для перепродажи, а для непосредственного использования и поэтому готов переплачивать до 4-5% за высокий уровень сервиса и доп. услуги. Бизнес таких металлотрейдеров все больше приобретает черты традиционного ритейла. У этих предприятий есть очевидная перспектива: взять все лучшие практики от российских ритейлеров, которые также готовятся к приходу на рынок конкурентов мирового уровня – таких, как Wal - Mart . Это касается, прежде всего, организации работы с клиентами, оптимизации цепочек поставок, работы с поставщиками и логистики.
Мини-заводы – новая тенденция в российской металлоторговле
Формат «мини» говорит, в первую очередь, о небольших объемах производства. Как уже было сказано, в ведении таких трейдеров-обработчиков обычно остаются прокат (профилирование, порезка) и отделка (цинкование, нанесение полимерных покрытий). Более глубокой обработкой занимаются СМЦ, ориентированные на автопром, - эти производственные процессы можно назвать металлообработкой в чистом виде. Разумеется, по масштабам производства и количеству персонала эти предприятия значительно уступают традиционным металлургам. В их штате обычно не более 1000 человек, а процессный тип производства отсутствует. Поскольку мини-заводы обычно строятся с нуля, проработанных бизнес-процессов на них, как правило, нет. Еще одна отличительная черта таких предприятий – высокая по сравнению с крупными металлургическими комбинатами стоимость персонала.
Для чего нужны таким мини-заводам информационные системы? Практика показывает, что по классам они абсолютно идентичны системам на крупных предприятиях: это цеховые системы управления ( MES ), системы управления технологическим оборудованием (АСУТП), системы сбора и визуализации данных ( SCADA ). Очевидно, что, оперируя достаточно небольшой маржой, металлотрейдеры стремятся контролировать все затраты и точно знать себестоимость каждого заказа. Разумеется, на мини-заводах проводится автоматизация и на уровнях ERP (управление продажами, персоналом, запасами) и BPM . Кардинальных отличий от традиционных металлургических предприятий здесь нет, хотя используемые бюджетные модели могут быть несколько проще.
Тем не менее ряд требований к информационной системе и партнеру по ее внедрению все же формируется исходя из специфики бизнеса мини-заводов. В частности, такой формат предприятия позволяет значительно снизить требования к производительности системы. В среднем в ней предусматривается около 170 ключевых пользователей. Автоматизация таких предприятий, как правило, комплексна и партнерам нужно быть готовыми к реализации сразу нескольких классов систем. Также отсутствуют требования к таким модулям, как APS и EAM , а управление основными фондами выносится на аутсорсинг. Обычно от партнера по внедрению потребуется предложить свои « best practices » в металлургии. Бизнес-процессы на предприятии могут строиться с нуля, и поэтому преимуществом интегратора станет предоставление разработанных отчетных форм, схем мотивации и т.д. Кроме того, при реализации подобного проекта не стоит рассчитывать на большую команду по внедрению со стороны клиента: типичная для такого формата бизнеса аутсорсинговая модель предполагает незначительное количество соответствующих специалистов в штате.
Организация учета на мини-заводе предполагает небольшое количество пользователей в системе с целью экономии рабочих. Как правило, в цехах компьютеры отсутствуют: они устанавливаются только в диспетчерском бюро или на складах, где кладовщикам достаточно пользоваться КПК. На мини-заводе обязательно выстраивается модель маркировки и идентификации: каждый заказ снабжается уникальной биркой со штрих-кодом. Его сканирование позволяет системе распознавать маршрут производства, операции, выполненные с этим заказом, конкретных сотрудников, выполнявших заказ, а также время выполнения каждой операции.
«Гипермаркеты» под открытым небом
Работа по принципу гипермаркета, к которой стремятся многие металлоторговые компании, предполагает несколько направлений деятельности, среди которых – приобретение новых клиентов и удержание старых. При этом для конечных покупателей крайне важна эмоциональная составляющая сотрудничества, контролировать которую с помощью информационной системы достаточно тяжело. А вот к уровню сервиса автоматизация имеет самое прямое отношение: этот показатель можно количественно измерить и контролировать. Уровень сервиса также складывается из целого ряда показателей. Один из важнейших - точность в обслуживании, которая подразумевает наличие необходимого клиенту товара в нужное время. Ключевым показателем также становится скорость обслуживания клиентов: здесь выигрывают те предприятия, на которых ведется учет времени нахождения машин заказчика на металлобазе, времени, необходимого на оформление документов, погрузку. Нередко определенное количество машин в ожидании погрузки остается за воротами металлобазы, как того требуют нормы службы безопасности. Парадоксально, но незадействованные транспортные ресурсы заказчика при оценке качества обслуживания клиентов многими металлотрейдерами не учитываются, как не учитываются типы и габариты машин клиентов. Также для заказчиков крайне важна возможность воспользоваться дополнительными услугами: доставкой, упаковкой, нарезкой, онлайн-заказами. По всем этим показателям можно строить сводный KPI металлобазы.
Я бы хотел более подробно остановиться на уровне сервиса, предоставляемом металлоторговцами. Общее качество обслуживания обычно напрямую связано с эффективностью работы отдела продаж. Здесь также присутствует ряд задач, которые трейдерами решаются далеко не всегда, в частности, наличие актуальных остатков для продавцов, максимально широкий ассортимент, постоянное наличие на складе товаров повышенного спроса, предоставление клиентам необходимых возможностей по оплате, бэк-офис, формирование конкурентных цен. Только некоторые из металлоторговцев рассчитывают стоимость брака, которая составляется из затрат на хранение, транспортировку и т.д.
Часто металлоторговцы используют модель распределенной сети, когда центры продажи расположены в городах, а базы – за их пределами. Например, для склада с оборотом 16 тонн в месяц разрыв связи между центрами продажи и базой на 5 часов может привести к «потере» для продавца до 250 тонн продукции. А дальше возможна «торговля воздухом». Наличие товаров на складе также обеспечивается далеко не всегда: многие просто не учитывают неудобство генерации заявок и ее соответствие объемам заказов закупщиков. Не говоря уже о предоставлении данных о движении вагонов в пути – зачастую это приводит к тому, что клиент сообщает о приходе вагонов самому продавцу. Хотя наличие актуальной информации такого рода позволило бы клиенту вести торговлю в пути, располагая ресурсами уже во время их транспортировки, что сократило бы издержки на хранение и дало бы возможность запланировать приезд заказчиков на склад.
Еще один пример не самой рациональной организации работы складов – потери заказов из-за отсутствия полного ассортимента на складе. Допустим, при 3 отказах в день (и среднем тоннаже транспорта в 16 тонн) за месяц клиентам не будет поставлено более 1000 тонн продукции. В ИС можно рассчитывать стоимость закупки у конкурента. Чтобы решить эту проблему, можно прибегнуть к перекупке товара у конкурентов, пусть даже с выходом на себестоимость: главное – удержать клиентов.
Один из характерных примеров недостаточно дальновидного подхода к организации работы складов – отсутствие оперативного учета на открытых или смешанных складах, которых в российской металлоторговле большинство. Чтобы «решить» проблему поиска продукции на складе зимой, перед выпадением снега проводится фотосъемка склада. Представьте себе, что при поступлении заказа местоположение конкретной трубы определяется по таким фотографиям: ошибки здесь не редкость, поиск может длиться часами, а в это время машина клиента, возможно, арендованная, ожидает погрузки. Вполне вероятно, что этот клиент к вам больше не приедет. В свою очередь, в информационной системе достаточно просто определить расположение продукции на складе: пролет, карман и пакет пронумерованы. Кладовщику достаточно посмотреть на дисплей КПК, чтобы определить, где требуется забрать заказ, при этом пакеты указываются в том порядке, в котором они лежат на складе. Поэтому при комплектации заказа кладовщик уже знает, что ему нужен, например, второй пакет сверху. Проблема своевременного занесения информации в систему опять же эффективно решаетсчя с помощью штрих-кодирования – для этого достаточно ручного сканера.
Лучшие практики производства и ритейла – металлотрейдерам
Очевидно, что организация бизнес-процессов и практика использования информационных систем в других отраслях – это то, что следует перенять российским металлоторговцам сейчас. Например, это касается модели организации торговой сети. У металлотрейдеров может быть несколько баз при отсутствии распределительных центров, при этом на складе приходится оставлять существенный запас не только ходовой продукции, но и продукции с низкой оборачиваемостью, для того чтобы сгладить специфику производства отечественных металлургов. Учитывая, что конечный покупатель высоко ценит предоставление набора дополнительных услуг, такая организация бизнеса требует значительных затрат на оборудование и персонал, тогда как наличие РЦ обеспечивает существенную экономию. По такой схеме уже давно работают ритейлеры. То же можно сказать и об автоматизации складов: в отечественном ритейле наблюдается повышенный спрос на современные WMS -системы. Металлотрейдеры же пока только на пути к пониманию этого. Все это справедливо и для организации бизнес-процессов на мини-заводах: их постановка под информационную систему, которую в состоянии выполнить опытный интегратор, позволяет максимально быстро наладить эффективное производство.
В заключение я хотел бы привести такой факт. Проведенный опрос 34 металлотрейдеров показал, что на 40% опрошенных предприятий в системах работает от 60 до 100 человек. Это свидетельствует о достаточно низком уровне проникновения информационных систем в металлоторговлю. При штате в 900 человек 100 пользователей в системе – показатель бумажного учета, при котором данные из бумажной документации вносятся в систему операторами. В это время развитый российский ритейл эффективно использует западные системы управления на базе Microsoft Dynamics , Oracle и т.д. Очевидно - возможности для роста у металлотрейдеров есть.
Более полную информацию о решении «КОРУС Металл» вы можете получить на сайте www.korusmetal.ru.
Дополнительные материалы:
|
|
|