|
Собирая мнения об актуальных проблемах и задачах автоматизации в металлургии у различных участников рынка, мы пообщались с директором по работе заказчиками ГК Verysell Алексеем Бабичевым, известным отраслевым экспертом, более 30-ти лет проработавшим в области автоматизации металлургических производств, руководителем проектов внедрения MES и АСУТП, автором многочисленных публикаций и статей.
Алексей Константинович, в каких направлениях, по вашему мнению, будут развиваться информационные системы на металлургических предприятиях в ближайшее время?
Сегодня многие предприятия отрасли поставлены в условия борьбы за эффективность. Остро стоят вопросы оптимизации производственных процессов, более прозрачной работы с заказами, улучшения календарного планирования, минимизации брака. Всех эти задачи невозможно успешно решить без должного развития АСУ среднего уровня - систем SCADA, MES, APS, EAM, EMI. Но на многих предприятиях отрасли этот уровень развит пока слабо. На мой взгляд, это направление одно из наиболее актуальных и перспективных.
Значимым направлением остается модернизация АСУТП. Речь идет не просто о замене устаревшего оборудования, а о следующем шаге технологического оснащения, позволяющем получать больше важных производственных данных, корректно интерпретировать их в системах SDADA и MES и в агрегированном виде передавать в ERP.
И, конечно, никуда не уходят такие вопросы как развитие и поддержка ERP-решений, приложений для совместной работы, базовых ИТ-сервисов, и интеграция систем.
Готовы ли металлургические предприятия к внедрению систем управления цепочками поставок?
Важно понимать, что для того, чтобы система управления цепочками поставок давала ощутимый положительный эффект, необходимо замкнуть масштабный контур логистических процессов внутри краткосрочного и долгосрочного планирования. Корпоративная стратегия должна находить отражение в годовом плане, годовой план – строиться на основе коммерческих и сбытовых заказов, которые передаются также в ERP-систему. Далее заказ оказывается в системе объемно-календарного планирования, своевременно спускается на уровень оперативного планирования и прослеживается по всей производственной цепочке – выплавка, внепечная обработка, разливка, прокат – передача на склад, и дальнейшая транспортировка.
Выстроить такую цепь пока готовы далеко не все предприятия. Россия в части организации внутренней логистики как технологически, так и организационно отстает от западных производств. На наших предприятиях вопросами формирования производственного плана на сутки занимается 1-2 человека (или небольшой отдел, если предприятие крупное). В свою очередь три завода концерна ArcelorMitall в Бельгии и Голландии, где мы были с одним из наших заказчиков с референс-визитом, обслуживает департамент управления цепочками поставок из 80 человек. И, конечно, вопросы автоматизации решены там комплексно: все данные, получаемые от АСУТП, передаются в систему оперативного управления производством, которая тесно интегрирована с ERP.
Насколько актуален для предприятий, с которыми вы работаете, вопрос автоматизации склада?
Интеллектуальное управление складами достаточная значимая задача на данный момент. С одним из заказчиков мы сейчас ведем переговоры о внедрении системы адресного хранения на скале и позиционирования кранов. В перспективе система будет не только отслеживать и контролировать хранение абсолютно всех деталей, но следить за тем, чтобы изделие располагалось в штабелях исключительно по принципу сроков хранения. Это минимизирует «холостую» работу кранов и техники и ускоряет логистические процессы.
Насколько активно, по-вашему, в металлургии используются BI-решения?
Многие используют аналитический инструментарий на основе данных ERP – формируют отчеты по ключевым финансовым показателям, отслеживают на макроуровне план/факт и т.д., однако получить ответы о загрузке производственных мощностей в онлайн режиме, найти причины простоев, проанализировать эффективность бизнес-подразделений, смоделировать различные сценарии производственных заказов – могут сегодня далеко не все. Причина этого в том, что большинство компаний имеют очень скудную информацию, поднятую с производственного уровня, не используют специализированные решения для производственной аналитики.
Какие наиболее острые проблемы в ИТ-безопасности металлургических предприятий вы видите?
Если безопасность корпоративных приложений и данных более-менее обеспечена, то вопрос информационной защиты АСУТП стоит достаточно остро. Яркими примером этого является запуск в 2010 году вируса Stuxnet, направленного на системы промышленных предприятий и способного уничтожать инфраструктуру. Намеренная атака на автоматику, управляющую критичным средством производства, может иметь очень серьезные последствия. Сейчас на рынке есть специализированные коммерческие решения для защиты средств автоматики и управления. Кроме этого ряд предприятий задумывается над тем, чтобы на физическом уровне разделить сети, используемые для общекорпоративных приложений, и сети для систем промышленного назначения.
Какие, по вашему мнению, на данный момент проблемы стоят перед CIO металлургических предприятий?
Основная проблема CIO характерна для всей отрасли: это достаточно жесткий лимит ресурсов. Значительную долю расходов и внимания CIO занимают проекты автоматизации хозяйственно-экономических процессов и поддержка уже внедренных систем; требуют внимания системы контроля и диспетчеризации на производстве; невозможно забыть о стабильном функционировании базовой серверной и пользовательской ИТ-инфраструктуры, о вопросах информационной безопасности. На весь этот круг задач, как правило, выделяемых финансов регулярно не хватает, и порой приходится решать задачи по принципы «затыкания дыр».
Преодолевать эту ситуацию помогает наличие четкой стратегии развития корпоративных информационных технологий, которая отражает, в конечном счете, цели долгосрочной общекорпоративной стратегии. Следовать всем планам и соблюдать сроки далеко не простая задача. Конечно, всегда есть внешние факторы, но многое зависит и от профессионализма ИТ-лидера, его умения выстроить отношения как с бизнес-руководством и акционерами, так и технической командой и подрядчиками.
Бабичев Алексей Константинович
директор по работе с заказчиками ГК Verysell
Закончил в 1977 году Томский приборостроительный техникум, получив специальность «Математик-программист», и в 1990 году Кишиневский государственный университет по специальности «Инженер-программист». В 1996 году проходил обучение в компании Danieli (Италия) по системам оперативного управления производством (MES).
Трудовую деятельность начал в 1977 году инженером-программистом в Вычислительном центре облстатуправлении Томской области, а затем перешел в ВЦ объединения «Южкузбассуголь» (г. Новокузнецк). С 1984 по 2002 год работал на Молдавском Металлургическом заводе (ММЗ), где за это время создал с нуля и возглавил отдел АСУТП. За это время под руководством Алексея Бабичева было разработано и внедрено более 70 систем различных уровней управления (MES, АСУТП, АСКУЭ, АСТУЭ и др.), реализовано несколько десятков крупных проектов, в том числе создание первой в СНГ комплексной MES-системы электросталеплавильного и прокатного производств, внедрение системы класса APS для сталеплавильного цеха, построение локальной вычислительной сети пром. площадки ММЗ.
С 2002 по 2013 годы работал в различных ИТ и инжиниринговых компаниях – «Весть», ЛАНИТ-Консалтинг, ARBYTE, НПО «СПб ЭК», Эра-Кросс Инжиниринг, СЗМА, где управлял проектами и развивал направления ERP, MES, EAM, APS, PLM/PDM, АСУТП. В общей сложности за время работы в консалтинговых компаниях с 2002 по 2013 года принимал участие и руководил более 100 проектами в добывающей промышленности, металлургии, энергетике, химической промышленности и т.д.
С конца 2013 года Алексей занимает должность директора по работе с заказчиками «ВЕРИСЕЛ Индустриальные Системы Автоматизации» ГК Verysell и курирует проектную деятельность компании.
Алексей Бабичев – автор ряда изобретений, более 50 рационализаторских предложений в области АСУ и АСУТП, научных публикаций. Профессиональные достижения отмечены рядом государственных наград: Лауреат Государственной премии за разработку и внедрение эксклюзивной технологии производства катанки из легированных сталей, медаль «За трудовую доблесть», серебряная медаль «Лауреат ВДНХ» за проектирование, разработку и внедрению АСУ МНЛЗ. |