Интерпайп является лидером в производстве труб в Восточной и Центральной Европе. Годовой оборот компании в 2006 г. составил 7,3 млрд грн. ($1,4 млрд). Доля Интерпайпа на мировом рынке бесшовных труб – 2%, в сегменте железнодорожных колес – 12,8%.
По итогам прошлого года на предприятиях компании произведено 1,21 млн т стальных труб и 216,8 тыс. т колесной продукции, потребители которой находятся в 75 странах мира. В структуре трубного производства выпуск продукции для нефтегазовой отрасли составил около 59%, труб общего назначения – почти 38%, специальных труб для машиностроения – около 3%.
В феврале 2007 г. компания подписала контракт на строительство электросталеплавильного комплекса мощностью 1,32 млн т стали в год. Развитие трубного гиганта такими высокими темпами невозможно без применения информационных технологий. Для того чтобы узнать, какая ИТ-стратегия необходима для удовлетворения всех потребностей бизнеса, мы встретились с директором по вопросам информационных технологий компании Интерпайп А. Дворяненко.

Александр, расскажите, зачем компании нужна ИТ-стратегия, и кто ее инициатор?

Стратегия развития бизнеса определяет целевое состояние бизнес-модели предприятия на определенный период (чаще всего на 5 лет) согласно поставленным целям. Соответственно, ИТ-стратегия определяет целевое состояние ИТ и пути его достижения на этот же период.
На мой взгляд, инициатором разработки ИТ-стратегии может быть любой менеджер компании. Если ИТ-стратегии в бизнесе нет, то CIO обязан инициировать процесс ее создания. При этом руководители основных бизнес-направлений должны определить свои потребности в ИТ, обозначить существующие проблемы в текущей деятельности и всеми силами способствовать разработке ИТ-стратегии согласно общей стратегии развития бизнеса.

Как связаны миссия ИТ-стратегии и бизнес-стратегия компании?

Напрямую. Например, есть такой важный аспект, как повышение стоимости компании — акционеры пристально следят за ним, требуя достижения соответствующих результатов. Мировой опыт доказывает, что успешное внедрение систем класса ERP способно повысить акционерную стоимость компании, поскольку появляется возможность получения информационного обеспечения в режиме, необходимом для решения бизнес-задач, повышается прозрачность и гибкость бизнеса.
Для современного бизнеса характерна тенденция укрупнения — многие компании переживают процесс слияний, продаж, приобретения новых активов. Каждый раз, когда в жизни фирмы происходят подобные преобразования, ИТ не должны становиться барьером или тормозом для этих процессов, наоборот, их задача —облегчать процесс перехода и преобразований. В таких ситуациях становится очевидным, насколько тесно взаимосвязана миссия ИТ со стратегией компании.
Эти простые примеры показывают, что без серьезных системных решений невозможно достичь положительных результатов и выполнить те требования, которые ставят акционеры или менеджмент компании. При этом необходимо постоянно балансировать между соответствующими технологиями (инфраструктура, эффективное системное решение, стандарты и т.д.) и постоянно меняющимися требованиями бизнес-направлений компании, которые нужно обеспечивать и удовлетворять с учетом изменений внешней среды.

Зачем необходимо привлекать консультантов с международным опытом для разработки ИТ-стратегии?

Во-первых, у консалтинговых компаний уже годами отработана методология по разработке ИТ-стратегий, а именно тот структурный подход, который лежит в основе успешной ИТ-стратегии.
Во-вторых, всегда интересно сравнивать себя с другими компаниями, в том числе с мировыми, — а как у них организованы ИТ? Почему так? Насколько это эффективно? Я считаю, что необходимо учитывать примеры «лучших практик» в процессе разработки ИТ-стратегии.
В-третьих, консалтинговые компании обладают базой «стандартных» показателей по различным системам, с помощью которых возможно просчитать предполагаемые положительные и отрицательные потоки при определении «портфеля» ИТ-проектов.

Существует ли в компании ИТ-стратегия, и кто помогал вам в ее разработке?

Да, на сегодняшний день в Интерпайпе существует утвержденная акционерами стратегия развития информационных технологий на 5 лет, обеспечивающая достижение поставленных стратегических целей и планов развития компании. Стратегия разрабатывалась совместно с компанией BearingPoint — одной из крупнейших международных фирм, оказывающих консультационные услуги в области управления и информационных технологий.

С. Медведева
Старший менеджер, лидер направления разработки ИТ-стратегии, BearingPoint
Для BearingPoint металлургическая промышленность является одной из ключевых отраслей для развития в России и странах СНГ. Для нас это был интересный проект как с точки зрения его организации, так и с точки зрения его функционального объема. Совместной командой, состоящей из специалистов Интерпайпа и консультантов BearingPoint, велась работа по следующим направлениям: ИТ-проекты и ИТ-инициативы, Бизнес-приложения, Автоматизированные системы управления производством, ИТ-инфраструктура, ИТ-безопасность, ИТ-организация и ИТ-услуги. Была проведена оценка текущего состояния каждого направления, разработаны целевые концепции и, как результат, план-график необходимых мероприятий на 5-летний период. Результатом стал портфель проектов в области ИТ, определенный с учетом бизнес-приоритетов, экономических расчетов и тенденций в области развития ИТ.

Какие наиболее значимые ИТ-проекты на ближайшие 5 лет прописаны в ИТ-стратегии в вашей компании?

Основное внимание в ИТ-стратегии Интерпайпа уделено Программе создания Корпоративной информационной системы управления (КИСУ) на базе ERP Oracle eBS. В данную программу входят проекты как по внедрению самой системы, так и по созданию соответствующей технической инфраструктуры и системы управления ИТ с использованием ITIL, включая создание оптимальной структуры ИТ для поддержки КИСУ. В рамках нашей 5-летней ИТ-стратегии также заложены проекты, связанные с дальнейшим развитием ИТ-безопасности и анализом необходимости внедрения других подсистем (АСУТП, MES и т.д.).

Почему на Интерпайпе выбрали именно Oracle?

Для понимания — немного истории. Прежде чем приступить к выбору систем, бизнес проделал большую подготовительную работу. Была создана проектная команда со 100%-ным участием бизнеса, в которую вошли представители всех бизнес-областей. В течение шести месяцев проектная команда описывала текущую модель бизнеса. При этом преследовались следующие цели: подготовить проектную команду; сформулировать принципы построения новой модели бизнеса; определить перечень проблем в бизнесе и составить дерево причин по проблемам с определением степени влияния причин на проблемы. На базе всех материалов были сформулированы требования к будущей информационной системе.
В короткий список вошли системы компаний SAP и Oracle. При выборе систем оценивался ряд факторов: соответствие функциональности требованиям бизнеса; способность консалтинга внедрять проекты такого масштаба с эффективным применением методик, необходимых при внедрении; механизмы развития системы как средства улучшения бизнес-процессов. Проектная команда посетила несколько предприятий с референс-визитами и встретилась с руководством компаний SAP и Oracle. Можно сказать, что системы очень похожи и общие оценки были настолько близкими, что выбирать пришлось философии, заложенные в системы. В этой ситуации Oracle оказался ближе к Интерпайпу, чем SAP.

Как идет внедрение?

Объективно о проекте можно говорить только после его окончания. Поэтому буду краток. География проекта совпадает с географией бизнеса. Проект условно разделен на две волны, которые стартовали одновременно. В первую волну вошли подсистемы Финансы, Снабжение и Сбыт. Вторая волна ограничена ключевыми объектами и в дополнение к подсистемам первой волны на них внедрятся подсистемы Управление производством, Управление активами, Управление проектами, HR и прочие. Завершить внедрение планируется в следующем году.

Для успешной реализации дорогостоящих ИТ-проектов, которые иногда буквально полностью меняют корпоративную структуру, необходима безоговорочная поддержка внутри самой компании. Какова ситуация в Интерпайпе?

Действительно, без поддержки руководства не стоит думать о проектах такого рода. Мы должны были дать обоснование, как система поможет бизнесу не только на качественном уровне. Для этого мы включили расчет экономической эффективности от внедрения ERP-системы в качестве одной из задач в ходе разработки ИТ-стратегии, в рамках которой консультанты BearingPoint рассчитали как затратную часть проекта по внедрению, так и возможные выгоды, которые получим после внедрения системы. Результаты расчета мы представили руководству, после чего было принято решение о необходимости и последовательности внедрения системы.

С. Медведева
Старший менеджер, лидер направления разработки ИТ-стратегии, BearingPoint
Одна из задач, которая ставилась перед нами как консультантами, — осуществление расчета экономической эффективности от внедрения систем класса ERP. Для этого нам необходимо было собрать текущие значения коэффициентов показателей эффективности основных бизнес-процессов компании, привлечь мировую статистику и рассчитать целевые значения этих показателей после внедрения системы. Также были рассчитаны все затраты, связанные с внедрением такой системы и ее поддержкой на указанный срок. Для руководства мы подготовили следующие расчеты: NPV, IRR, TCO. Одной из целей нашей работы также была передача специалистам Интерпайпа знаний и методик, в том числе и по расчету экономического эффекта, что мы с успехом сделали.

Возвращаясь к основным проектам в рамках вашей стратегии, предусмотрены ли в ИТ-стратегии возможности вывода ИТ-сервисов на аутсорсинг?

Да, в разработку нашей стратегии был включен проект по определению возможности передачи некоторых ИТ-функций в аутсорсинг. Для того чтобы понять, нужно ли выводить ИТ-сервисы в аутсорсинг, и какие именно сервисы надо выводить, необходимо провести ряд мероприятий: например, описать ИТ-процессы и ИТ-сервисы, перейти к использованию соглашения об уровне предоставления ИТ-услуг, исследовать рынок аутсорсинга и, конечно, рассчитать экономическую эффективность данного мероприятия. На текущий момент мы начали проведение всех вышеперечисленных мероприятий.

Стратегия, планируемая на определенный срок, может изменяться в зависимости от специфики бизнеса. Существуют ли определенные механизмы контроля и обновления ИТ-стратегии в вашей компании?

Существует механизм ежегодного обновления стратегии развития бизнеса. После появления ИТ-стратегии в процедуру обновления внесены изменения, по которым одновременно с общей стратегией меняется и стратегия ИТ.

Спасибо!


Интерпайп — быстрорастущая международная компания, лидер в своей отрасли в Восточной и Центральной Европе. Годовой оборот компании в 2006 г. составил 7,3 млрд грн. ($1,4 млрд). Доля Интерпайпа на мировом рынке бесшовных труб — 2%, в сегменте железнодорожных колес — 12,8%.
В 2006 г. продукция компании поставлялась в 75 стран мира. В 2006 г. на предприятиях Интерпайпа произведено 1,21 млн т стальных труб и 216,8 тыс. т колесной продукции. В структуре трубного производства выпуск продукции для нефтегазовой отрасли составил около 59%, труб общего назначения — примерно 38%, специальных труб для машиностроения — около 3%.
Продукция производится в соответствии с международными стандартами API 5L, API 5CT, ASTM, EN (DIN), NF, ГОСТ, AAR, UIC, European Norms. Система управления качеством соответствует требованиям стандартов: ISO 9001, ISO 14001, API Spec Q1, ДСТУ ISO 9001. Производственные мощности компании размещены на четырех заводах в Днепропетровской области (Украина).
В феврале 2007 г. Интерпайп подписал контракт на строительство электросталеплавильного комплекса мощностью 1,32 млн т стали в год.
Дополнительную информацию можно найти на официальном сайте компании Интерпайп по адресу: www.interpipe.biz/ru/company.html.

BearingPoint, Inc. (NYSE:BE) — ведущая международная компания, предоставляющая консультационные услуги в области управления и информационных технологий. Среди клиентов BearingPoint — фирмы, входящие в список 2 тыс. крупнейших компаний мира, а также государственные учреждения в 60 странах. Головной офис компании расположен в г. МакЛин (штат Вирджиния, США). Фирма насчитывает около 17 тыс. опытных консультантов, предоставляющих услуги клиентам в государственном, финансовом и коммерческом секторах.
В России BearingPoint работает с 1995 г. и является одной из немногих консалтинговых фирм, предоставляющих полный спектр услуг: от разработки стратегии до внедрения решений. За годы работы в России и странах СНГ специалистами BearingPoint было успешно выполнено большое количество проектов в области совершенствования бизнес-процессов, финансового менеджмента и управленческого учета, ИТ-стратегии, внедрения систем класса ERP и других приложениях.
Дополнительную информацию можно найти на официальном сайте компании BearingPoint по адресу: www.bearingpoint.com.

Дополнительные материалы:
 

Представляем компанию BearingPoint

От стратегии до внедрения

Пресс-релиз: BearingPoint Teams with SAP to successfully complete Management Information Financial Outlook (MIFO) project for Evraz Group

Пресс-релиз: BearingPoint и SAP успешно завершили проект MIFO (Management Information Financial Outlook) для «Евраз Груп»

Пресс-релиз: BearingPoint разработает ИТ стратегию для ИНТЕРПАЙПа

Пресс-релиз: Компания BearingPoint завершила внедрение Единой системы подготовки консолидированной отчетности в Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК)

Пресс-релиз: BearingPoint implements a Common system for consolidated reporting preparation for Siberian Coal Energy Company (SUEK)

Официальный сайт компании

 
© ИСС "Металлоснабжение и сбыт 1996-2007
    тел./факс: (495) 901-99-22