Описание проекта внедрения системы SAP ERP на заводе БелЗАН. Реализация MRPII на производственном предприятии на базе продуктов SAP.

Белебеевский завод «Автонормаль» (г.Белебей, Башкортостан) – ведущее предприятие в России и СНГ по производству высококачественных крепежных изделий методом холодной штамповки. Основными потребителями продукции завода являются АвтоВАЗ и КамАЗ (более 50% от общего объема). В числе крупных клиентов - ДжиЭм Автоваз, ИжАвто, СеАЗ, ЗМА, УАЗ. Соответствие продукции завода мировым стандартам качества обеспечивает ее конкурентоспособность не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. Продукция ОАО «БелЗАН» поставляется в Германию, США, Финляндию, Англию, Чехию и Словакию. Как сохранить конкурентное преимущество в условиях жесточайшей конкуренции и преумножить уже достигнутые успехи в будущем? «БелЗАН» создал прочную основу для развития бизнеса с помощью решения SAP «Управление ресурсами предприятия» (mySAP ERP).

Сохранить и преумножить

Современные тенденции развития автомобильной промышленности предопределили основное направление развития ОАО «БелЗАН». Сокращение времени вывода новых изделий на рынок, оперативное взаимодействие с автопроизводителями, высокое качество изделий – это те конкурентные преимущества, которые завод определил для себя в качестве ключевых. Создание единой информационной системы явилось важнейшей стратегической задачей для предприятия, направленной на сохранение и закрепление конкурентных преимуществ.

Для реализации поставленной задачи руководством предприятия был сделан выбор в пользу программного решения от компании SAP . Основу будущей корпоративной информационной системы составило решение SAP «Управление ресурсами предприятия» (mySAP ERP) . Внедрение системы осуществлялось специалистами компании ASAP Consulting в соответствии с собственной методологией внедрения, ориентированной на равномерность предоставления результатов, учитывающей российскую специфику и основанной на AcceleratedSAP.

При выборе решения SAP для создания автоматизированной системы управления определяющим факторами для «БелЗАНа» стали:

  • Широкая функциональность решения, обеспечивающая информационную поддержку ключевых бизнес-процессов предприятия.
  • Наличие в решении типовой методологии для выполнения отдельных бизнес-процессов.
  • Возможности доработки отдельных функциональных модулей под особенности сложившихся на предприятии бизнес-процессов.
  • Возможность подготовки собственной SAP -команды предприятия через обучение в тренинг-центрах SAP ;
  • Наличие положительного опыта внедрения решений SAP в России и странах СНГ.

В качестве основных задач, поставленных руководством предприятия перед командой по внедрению, были следующие:

  • Создание единого информационного пространства предприятия, поддерживающего оперативное управление ресурсами основного производства.
  • Предоставление руководству экономически значимой информации в требуемых ракурсах для принятия оперативных управленческих решений и планирования стратегических инициатив.

Реализация проекта

Реализация проекта проходила в несколько этапов. На первом этапе, начавшемся в январе 2005 года, была проведена детальная подготовка проекта и обучение соответствующих специалистов проектных групп. На последующих этапах, с марта по ноябрь, была создана архитектура решения информационной системы управления БелЗАН/Производство, разработан Концептуальный бизнес-проект, выполнена настройка прототипа, а также настройка системы, первичное тестирование отдельных функциональных модулей и проверка совместимости процессов.

Одновременно с реализацией технической части проекта проводилось обучение пользователей. В декабре 2005 года началась подготовка к продуктивному старту – настройка системы, формирование основных ее данных и введение начальных остатков. С января 2006 года система была переведена в режим продуктивной эксплуатации.

Генеральный директор ООО «АСАП Консалтинг» - Валерий Воробьев, отметил, что «… помимо классических факторов успеха: внимание и реальная поддержка руководством, профессиональные знание системы и проектный менеджмент, огромное желание и энергия проектной команды и т.п., высокую роль в конечном успехе быстрого, масштабного (более 600 пользователей !) и эффективного проекта сыграло желание завода взять наилучшие мировые бизнес-процессы решения mySAP ERP и построить работу завода практически по стандарту MRPII/ERP, без существенных доработок продуктов SAP».

Объем функциональности

Исходя из основных задач предприятия, в ходе проекта были последовательно внедрены следующие функциональности: Сбыт, Управление материальными потоками, Планирование производства, Контроллинг и учет затрат, Финансы.

Сбыт

В фокусе данной части проекта - решение задачи по улучшению взаимодействия с крупнейшими клиентами - заводами «АВТОВАЗ» и «КамАЗ». Функциональность «Сбыт» создана преимущественно на основе стандартных бизнес-процессов системы SAP . В системе реализована функция загрузки заказов, поступающих в электронном виде от ключевых клиентов, что позволяет сократить число ошибок и время обработки поступающих заказов. Используется ряд разработок, упрощающих работу связанных со сбытом служб, например, АРМ кладовщика по отгрузке деталей потребителям. Все необходимые печатные и отчётные формы службы получают из системы.

Управление материальными потоками

Сквозной учет товарно-материальных ценностей базируется на типовых процессах SAP . Система позволяет вести учет в различных единицах измерения, автоматически предлагать замены, вести учёт материалов по партиям, также в систему вносятся физико-химические показатели закупаемой продукции / металла.

Учет ТМЦ позволяет соответствовать требованиям стандарта ИСО/ТУ 16949, обеспечивая прослеживаемость партий материалов.

Реализован ряд АРМов (пульт планирования, рабочее место закупщика и др.). Также через модуль «Закупки» реализован учёт услуг и работ, закупаемых предприятием на стороне. Весь процесс закупки, хранения и движения ТМЦ реализован в системе SAP . Все необходимые печатные и отчётные формы службы получают из системы.

Планирование производства

Особенностью данного проекта является то, что уже на первом этапе в объем внедрения была включена функциональность «Планирование производства»:

  • Ведение нормативных документов (технологические карты, спецификации, рабочие места) с внесением изменений в документы (служба изменений) и учет этих изменений в планировании производства.
  • Автоматическое формирование маршрутных карт и различных сопроводительных документов, на основании которых осуществляется производство и перемещение изготавливаемых материалов.
  • Выполнение объемного планирования производства, в соответствии со стандартами MRP , на основании планов сбыта. Объемная оценка обеспеченности производственной программы наличными мощностями.
  • Выполнение долгосрочного планирования на год, квартал, месяц.
  • Календарное планирование, балансировка мощностей и расчет оптимального количества станков для выполнения заказа для обеспечения оптимальной загрузки рабочих мест.
  • Формирование графика запуска-выпуска производственных заказов.
  • Оперативный учет выполнения производственных заказов, посредством их подтверждения в системе.
  • Оперативное изменение производственных заказов в соответствии с изменившейся потребностью.
  • Автоматическое формирование потребности в материалах для выполнения заказов в разрезе заданного периода.
  • Формирование всех необходимых отчетных формы.

Контроллинг и учет затрат

В системе реализованы следующие функции:

  • Учет прямых и косвенных затрат по центрам ответственности;
  • Учет прямых и косвенных затрат по отдельным производственным и хозяйственным мероприятиям;
  • Формирование валовой фактической себестоимости продукции и услуг вспомогательных и обслуживающих производств;
  • Оценка себестоимости реализованных работ(услуг) по фактической себестоимости;
  • Учет затрат в разрезе экономических элементов;
  • Определение фактической себестоимости продукции и полуфабрикатов собственного производства в многопередельном производстве с учетом фактической себестоимости производства и складских запасов предыдущих периодов;
  • Оценка расхода полуфабрикатов для следующего передела по фактической себестоимости;
  • Оценка складских запасов продукции и полуфабрикатов по фактической себестоимости;
  • Оценка себестоимости реализованной продукции по фактической себестоимости;
  • Сокращение срока закрытия периода;
  • Использование стандартной функциональности;
  • Создание предпосылок для возможности внедрения аналитического учета инструментального производства, Налогового учета и МСФО.

Финансы

В данной области система позволяет решать такие задачи, как:

  • Бухгалтерия Главной Книги
  • Бухгалтерия Дебиторов и Кредиторов
  • Учет НДС
  • Система Корреспонденции счетов
  • Формирование внешней и внутренней Бухгалтерской отчетности
  • Интерфейсы с внешними системами

Итоги и перспективы

Внедрение решения SAP позволило охватить большинство хозяйственных и производственных процессов и операций ОАО «БелЗАН». Системой обеспечивается сквозной процесс обработки информации - регистрация первичных документов по поставке материалов и услуг - списание их на себестоимость производимой продукции - оформление документов на отгрузку – фактурирование, и, в конечном итоге получение бухгалтерского баланса.

В ходе проекта внедрения было выполнено детальное тестирование процессов, проведен анализ используемых на предприятии данных, сформированы инструкции и введены стандарты и разработки рабочих процессов в рамках новой информационной системы.

В результате внедрения решения SAP предприятие вышло на новый уровень информативности – теперь управленческие решения принимаются на основе оперативной и достоверной информации.

Результатами продуктивного использования системы можно считать следующие:

  • Планирование потребностей в материалах .
  • Календарное планирование, включая расчет загрузки мощностей в рамках основного производства.
  • Финансовая прозрачность предприятия - расчет и анализ себестоимости продукции, а также детальный анализ затрат по выделенным местам возникновения затрат.
  • Полная и достоверная информация по запасам в режиме реального времени.
  • Управление сбытом, нацеленное на своевременное выполнение каждого заказа и опирающееся на оперативную и полную информацию в системе.
  • Обеспечение оперативного контроля дебиторской и кредиторской (в том числе авансированной) задолженности по материалам и продукции основного производства.
  • Обеспечение автоматического отражения в бухгалтерском учете движения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции основного производства в количественном и стоимостном выражении в соответствии с производственным процессом: от поступления на склад до отгрузки потребителям.
  • Обеспечение централизованного ведения справочников материалов и услуг, спецификаций, технологических карт, рабочих мест.

Внедрение решения SAP позволило предприятию не только качественно улучшить ключевые бизнес-процессы, но и повысить информированность и заинтересованность сотрудников подразделений, сделать их взаимодействие согласованным и эффективным. Возросла ответственность персонала основного производства за конечные результаты деятельности предприятия за счет делегирования полномочий на оперативный уровень управления.

По словам директора по экономике и финансам С.С. Скворцовой, "В результате реализации данного проекта завод получил интегрированную информационную систему, позволяющую в реальном режиме времени обеспечивать качество производства и качество решений на всех уровнях управления. Система обеспечивает как менеджеров, так и специалистов полной и достоверной информацией, повышая эффективность их работы. Мы считаем, что затраты на проект себя полностью окупили и оправдали".

Дальнейшее развитие системы управления предприятием будет происходить в направлении детального освоения уже внедренной функциональности и внедрения новых компонентов.

Информация о компании АСАП Консалтинг. Компания АСАП Консалтинг, являясь партнером компании SAP, выполняет высокоэффективные внедрения систем SAP ERP и SEM/BW, отмеченные положительными отзывами Заказчиков. У специалистов компании ASAP Consulting накоплен опыт более, чем 25 успешных внедрений в различных отраслях экономики. Уникальные знания продуктов SAP и 10 летний опыт организации и ведения проектов позволяют гарантировать успех проектам любого масштаба и сложности. http://www.asapcg.com

Дополнительные материалы:
 

Пресс-релиз

ASAP в интернете

 
© ИСС "Металлоснабжение и сбыт 1996-2005
    тел./факс: (495) 901-99-22